картинка

картинка
Осторожно! Русский язык

История букв Я,Ю

Ю, ю - тридцать вторая буква русского алфавита. Её название - «ю» употребляется как существительное ср. рода: прописное ю. По начертанию восходит к букве кириллицы (см.) «ю», которая числового значения не имела.

Графические значения буквы ю: 1) в начале слова, после гласных букв и после ъ, ь обозначает сочетание фонем (jy): юла, мою, адъютант, шью; 2) после согласных букв обозначает фонему (г/) и мягкость предшествующей согласной фонемы: бюро, люди, верю.

Я, Я - тридцать третья буква русского алфавита. Название буквы - «я» употребляется как существительное ср. рода: прописное я. По начертанию восходит к букве кириллицы «юс малый» (см. Кириллица, а также Юсы), которая имела числовое значение «девятьсот». Современное начертание было введено в гражданскую азбуку при Петре I (см. Реформы азбуки и правописания). В кириллице та же фонема после мягких согласных могла обозначаться йотированным ia.

Графические значения буквы я: 1) в начале слова, после гласных букв и после ъ, ь обозначает сочетание фонем (ja): яма, моя, объявление, колья; 2) после согласных букв обозначает фонему (а) и мягкость предшествующей согласной фонемы: взять, мясо, няня.

Тест по русскому языку..

Американский профессор попросил составить его студентам-лингвистам тест по русскому языку. Получилось сложновато, но никто и не обещал лёгкой жизни:

1. Кто такой и чем занимается вуглускр?

2. Последний этаж - это какой?

3. Зачем козе боян, попу гармонь, рыбе зонтик, собаке пятая нога, а осциллографу стрелка?

4. Что будет, если насыпать соли на хвост?

5. Почему тёща любит играть на бояне?

6. Черножопаяобезъяна - слитно или раздельно, с маленькой или с большой?

7. Человек - это звучит как?

8. Дал дуба, двинул лыжи, гикнулся, сыграл в ящик - ещё 10 синонимов.

9. Кухарка будет делать что?

10. Учиться и что?

11. Свет в конце чего?

12. Темно как у кого где?

13. Плюс стопятьсот - это сколько?

14. Му-му, которая выплыла - это кто?

15. Мой дядя делал что?

16. Какого еврея больше всего не любят в России?

17. Из чего растут стихи?

18. Между чем и чем гордо реет кто?

19. Отчего плачет Таня?

20. Упал - и что?

21. Где плавает килька?

22. И прожить надо что и как?

23. Страна чего победившего, кого победившего?

24. Поле чего и где?

25. "Косил косой косой косой." Второе слово с большой буквы или с маленькой?

26. Почему с понедельника по четверг 3 дня, а с четверга по понедельник 4? (калькулятор разрешён)

27. Какая что завела нас в какой лес?

28. Что делали волны с кораблём?

29. Кому надо доказывать, что ты не верблюд?

30. Пожарная инспекция, санэпидстанция, продолжить ряд синонимов.

31. Для чего нужна цветовая дифференциация штанов?

32. Что меряет астролябия? Что в России делается быстро?

33. Куда и на чём не ездят наши люди?

34. Что доказал главный академик Йоффе?

35. Отчего качается бычёк при ходьбе?

36. Расшифровать: Хутемас, Предсовпис, Наркомпрос, Кабысдох, Замкомпоморде.

четверг, 27 сентября 2012 г.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С АЛФАВИТОМ



1. Вспомните как можно больше ситуаций, в которых вам пригодилось бы знание алфавита. Встречались ли вам случаи, когда нетвердое знание алфавита затрудняло какую-либо работу?


2. Игра «Кто быстрее и правильнее перечислит все буквы алфавита?».
Вариант игры – «Продолжи алфавит» (с какой-нибудь буквы). Особенно плохо люди знают почему-то конец алфавита. Играйте начиная с букв п, у, ч, ь или любой другой.

3. Игра «Найди букву».
Представьте себе, что на любимых вами паззлах напечатаны буквы алфавита. Вот так, по три идущих подряд буквы: абв, зий и др., но средние паззлы куда-то затерялись. Найдите недостающие паззлы в следующих тройках.
х- ... -ч; ё- ... -з; ъ- ... -ь; р- ... -т; ф- ... -ц; щ- ... -ы.
Нарисуйте другие паззлы для этой игры, а затем «соберите» весь алфавит.

4. Поставьте слова в алфавитном порядке. Обращайте внимание не только на первую, но и на вторую, третью и т.д. буквы.
Смородина, свинья, сказка, салат, свекла, смех, скатерть, соус.
Внимание: конкурс! Придумайте такой шуточный текст, чтобы в нем были употреблены все слова из этого списка, и притом именно в этом самом порядке. Чем смешнее получится ваш рассказ, тем лучше.

5. Выполните точно такое же упражнение, как и предыдущее, но с другими словами.
Каникулы, кино, крокодил, крючок, книга, кортик, кухня, какао.

6. Внимательно просмотрите весь алфавит. На какие буквы вы можете вспомнить добрые, радостные, приветливые слова? А когда вспомните сколько сможете, попробуйте написать с ними небольшой рассказ или сказку.

7. В типографии рассыпался набор для детской энциклопедии. Сначала догадайтесь, о каких словах на букву а идет речь (вам будут встречаться и нарицательные, и собственные имена существительные). Затем помогите типографским рабочим расположить эти слова по алфавиту. Поскольку все они на одну букву, учитывайте вторые (третьи и т.д.) буквы.

Уникальный континент, на котором водятся сумчатые животные; ледяная гора; область вокруг Северного полюса; стеклянная «квартира» для рыб; цитрусовый плод оранжевого цвета; небольшая гармоника с клавишами, как у пианино; вкусный плод с нежной оранжево-желтой кожицей; датский сказочник; драгоценный камень; полярный исследователь, открывший Южный полюс; очень легкий металл, из которого делают самолеты; материк, расположенный вокруг Южного полюса; буквы, расположенные в определенной последовательности.

Какие из этих слов вызвали у вас орфографические трудности? «Съешьте» их несколько раз глазами, а затем постарайтесь написать под диктовку без ошибок.
Ответ: Австралия, айсберг, Арктика, аквариум, апельсин, аккордеон, абрикос, Андерсен, алмаз, Амундсен, алюминий, Антарктида, алфавит.
Слова по алфавиту: абрикос, Австралия, айсберг, аквариум, аккордеон, алмаз, алфавит, алюминий, Амундсен, Андерсен, Антарктида, апельсин, Арктика.
В копилку слов: аккордеон,алюминий
8. Прочтите текст. Вместо точек вставьте имя и фамилию знаменитого путешественника, о которoм там идет речь.

«Отложи наконец книгу!» – кричала мать ... ... своему пятнадцатилетнему сыну. «Мама, как это было бы чудесно – попасть в страну вечных льдов!» – отвечал ей мальчик. Еще в школе он увлекался описаниями путешествий. Его страстным желанием было стать известным полярным исследователем.
Через четверть века мечта сбылась. Он стал первым человеком на Земле, который достиг Южного полоса. 
(Из детской энциклопедии)

О ком этот текст? Озаглавьте его, перепишите. Между какими данными ниже словами вы поместите этот рассказ в энциклопедии?
Америка, Амстердам, антонимы, Андерсен, антилопа.
Ответ: о знаменитом полярном путешественнике Рауле Амундсене.
Словарная статья «Амундсен» будет в энциклопедии между статьями «Амстердам» и «антилопа».

Комментариев нет:

Отправить комментарий